образ Пресвятой Богородицы Касперовская9 мая 1945 года навсегда останется для нас и предков наших праздником Великой Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. Многие помнят, что в тот год православные отмечали Пасху Христову 6 мая в день празднования в честь Победоносца и Великомученика Георгия. Именно это считают святым знамением победы. Поэтому на Поклонной горе в Москве в память Победы и в честь её героев установлен был памятник со скульптурным изображением Святого, копьём поражающего змия, и храм во имя святого Георгия.

Несколько странно, особенно для одесситов, но далеко не многие помнят и понимают, что если 6 мая была Святая Пасха, то значит 9 мая 1945 года пришлось на среду Светлой Седмицы, когда отмечается переходящий праздник чудотворного Касперовского образа Матери Божией. То есть Великая Победа над фашизмом свершилась под омофором Божией Матери через Касперовскую икону её, издавна почитаемую защитницей православных в войнах. Особо почитается этот святой образ в южных пределах, именуемых Новороссией. А хранится эта ныне самая популярная святыня Одессы в кафедральном Свято-Успенском соборе.

Происхождение Касперовской иконы Божий Матери покрыто тайной столетий. Известно лишь, что во второй половине XVIII века эта родовая икона сербской семьи была перенесена из Трансильвании в Россию неким благородным сербом. Переходя с благословением от родителей к детям, в 1809 году икона досталась госпоже Иулиании Ионовне Касперовой, жене штабс-капитана Николая В. Касперова. Поместное село их Касперовка (Касперово) Ольвиопольского уезда Херсонской губернии, было расположено на берегу Днепра при впадении его правого рукава в Днепро-Бугский лиман.

Древней живописи и небольших размеров Касперовская икона написана масляными красками на холсте, наклеенном на доску, как это было принято для икон старогреческих. На ней Божия Матерь поддерживает и нежно касается щекой лика Младенца Иисуса, у которого в правой руке свиток. Как считают, изображение повторяет образ Богоматери, именуемый Корсунским, но дополнительно по краям иконы, в нижней её части помещены образы святого Иоанна Предтечи и святой Великомученицы Татианы.

Однажды, в феврале 1840 года госпожа Касперова, будучи при многих горестях, от слёз долго не могла успокоиться и уснуть. Став на молитву перед святым образом, она вдруг увидела, что икона, прежде сильно потемневшая, обновилась – лик Богородицы стал светлым, ясным и живым. В страхе и радости пала Иулиания Ионовна на колени, долго не могла успокоиться, а придя в себя стала читать акафист Божией Матери. Так до рассвета и не заснула. Утром рассказала всё мужу. Возблагодарили они вместе Господа и Его Пречистую Матерь и решили о происшедшем никому не рассказывать. Но помимо их воли икона вскоре стала широко известной по Богодарованной ей чудотворной силе.

В соседней с Касперовкой деревне в то время жила мелкопоместная дворянка Вера Бурляева, горячо любившая храм Божий. Она долгое время болела – левая рука её словно омертвела. Все попытки вылечить верующую оставались безуспешными. Однако весной 1840 года услышала она в сонном видении голос Богородицы, посылавший болящую в Касперовку помолиться Её святому образу. По настоянию госпожи Бурляевой её допустили в дом Касперовых, где помолившись перед образом Богородицы получила она полное исцеление. Вскоре многие случаи от иконы чудесных исцелений обнаружили дивную силу её и прославили. Народ потянулся к святыне. В 1844 году Иулиания Ионовна сама перенесла святой образ в приходской Свято-Никольский храм. Со всех сторон стали прибывать к Касперовскому образу страждущие и недугующие, нуждающиеся в помощи Небесной.

По результатам исследований многочисленных от иконы благодатных чудес признали её чудотворной. В 1846 году точные сведения о святом образе были доложены преосвященным Гавриилом, архиепископом Херсонским Святейшему Синоду, указом которого предписано особое обращение с иконой. В 1850-х годах города и веси уже всей Херсонской губернии (Херсон, Николаев, Одесса) чествуют чудотворную силу иконы Касперовской.

В 1851 году жители Херсона – ближайшего к Касперовке города исходатайствовали позволение совершать ежегодно, в праздник Вознесения Господня, крестный ход с чудотворною иконой из Касперовки в Херсон. Совершался он при бесчисленном стечении народа, который стекался сюда не только из разных губерний. Святыня оставалась в Херсоне до 29-го июня.

Затем жители города Николаева, названного так в честь Святителя Николая Чудотворца, испросили разрешение видеть у себя священный образ Богоматери. И с 1853 года, ежегодно 29-го июня после литургии икону стали переносить сначала на херсонскую пристань, откуда по Днепру и Бугу везли до адмиралтейского селения Богоявленска. Отсюда через день, первого июля крестным ходом её доставляли в Николаев, где целый месяц страждующие припадали к неиссякаемому источнику благодати. Первого августа вновь крестным ходом икону переносили обратно к Бугу для освящения вод, после чего препровождали обратно в Касперовку.

По ходатайству Высокопреосвященнейшего Димитрия, архиепископа Херсонского и Одесского с 1906 года Святейшим Синодом разрешено было чудотворную икону Касперовскую в период пребывания её в Херсоне, на третий день праздника Святой Троицы, во вторник перевозить по Днепру в Григорьево-Бизюков мужской монастырь. Здесь она оставалась для поклонения монашествующих и богомольцев до пятницы, когда крестным ходом переносилась в город Берислав, где пребывала в течение трёх дней. В понедельник же после литургии святая икона износилась для следования обратно пароходом по Днепру в Херсон. По пути следования, вдоль берегов Днепра многотысячные коленопреклонённые толпы богомольцев сопровождали святой образ.

В Одессу же, где Касперовская икона Матери Божией ныне пребывает постоянно, чудотворный образ торжественно был перенесен крестным ходом впервые в августе 1854 года и пребывал в кафедральном Спасо-Преображенском соборе до 20 мая 1856 года. В последующем стало традицией, что доставленная морем в Одессу икона c 25 по 30 сентября находилась в архиерейской Крестовой церкви, а вечером 30 сентября, в навечерие праздника Покрова Богородицы переносилась из церкви архиерейского дома в кафедральный собор. Здесь она пребывала до самой Пасхи следующего года, и только в четверг пасхальной Светлой Седмицы при большом стечении народа вновь переносили её в гавань для следования обратно морским путём и сопровождали на яхтах, шлюпках, катерах. Трижды в течение года православные христиане отмечают праздник Касперовской иконы и все они связаны с историческими событиями Крымской войны.

Ещё в конце XVIII века в результате победы в первых русско-турецких войнах Россия не только приобрела часть берегов Азовского и Чёрного морей, но и получила признание за собой права покровительствовать христианам, всё ещё находившимся под властью Турции. На Чёрном море стал создаваться российский флот, возникли города-порты, в том числе Одесса.

Однако Турция строила планы возврата под своё владычество всего побережья Чёрного моря и продолжала жесточайшим образом расправляться с населением подневольных территорий. По подозрению в сопротивлении и подготовке освободительных восстаний на Балканах вырезали порой всех жителей поселений, убивали священников. Завладев святынями Палестины, Иерусалима турки препятствовали паломничествам православных к Святым местам.

В феврале 1853 года в Константинополь была направлена чрезвычайная миссия во главе с генерал-лейтенантом, князем А.С.Меншиковым для ведения переговоров в защиту прав и свобод единоверцев – болгар, сербов, румын, греков. Резкий отказ в заключении требуемого договора привёл к новой войне, Турцией же начатой. Но ещё в феврале 1853 года Англия и Франция заключили секретное соглашение о совместных действиях, предусматривавших расчленение России.

В Одессе стало известно об объявлении войны 1 ноября 1853 года, когда в Спасо-Преображенском соборе был обнародован Высочайший Манифест от 20 октября, призывавший Россию на поле брани.

Начало боевых действий ознаменовалось рядом громких побед на море и на суше. В ноябре 1853 года в результате Синопского сражения была уничтожена турецкая эскадра. Синопская победа всколыхнула Европу. Было принято решение о немедленном вступлении в действие объединенного англо-французского флота, который превосходил Черноморский флот России. После того, как англо-французская эскадра начала появляться в разных частях Черного моря, Одесса стала готовиться к возможному нападению. В порту на молах и вдоль берега было устроено шесть батарей.

8 апреля объединённый англо-французский флот в составе 27-ми судов подошёл к Одессе. В пятницу Страстной недели Адмирал Дундас предъявил дерзкий ультиматум, оставленный без ответа. На рассвете Страстной Субботы, в самый канун великого праздника Пасхи, 10 апреля суда противника начали обстрел порта и города.

Ситуация сложилась так, что основной огонь противник направил против наименьшей, 4-пушечной батареи № 6 прапорщика А.П.Щёголева, оказавшейся способной по своему расположению противостоять огню значительно более мощных и дальнобойных орудий морских судов. Однако при участии батарей №№ 1, 2 и 3, а также Украинского егерского полка майора Чемерзина и 4-х полевых орудий все атаки противника и попытка высадки десанта были отбиты.

На рассвете, в пасхальный день 11 апреля взбешенный неудачами противник направил к городу фрегат. Сделав без толку около двух десятков выстрелов в разных направлениях, корабль стремительно ретировался. Больше противник нападать не пытался. Похоронив на одесском рейде погибших, в среду Светлой Седмицы 14 апреля объединённая эскадра ушла в сторону Крыма, оставив на память ассоциации времён «королевских пиратов».

На следующий день состоялся общий с церковным обрядом парад войск гарнизона, по имеющимся данным – в присутствии Касперовской иконы Богородицы. Очевидно, что это был список чудотворного образа, перед которым молились первые защитники Одессы. Высоко был отмечен подвиг защитников Одессы. Именно по этим событиям в среду Светлой пасхальной недели отмечается праздник Касперовской иконы Божией Матери, а в память о них на Думской площади была установлена бомбическая пушка с фрегата «Тигр», участвовавшего в штурме, отбитом героями Одессы и России. Погибшие защитники первой обороны Одессы были похоронены на кладбище портового карантина (ныне на территории парка им. Шевченко).

На 9 мая (!) было назначено торжественное прочтение и вручение грамоты, дарованной городу Императором. Происходило это в Спасо-Преображенском соборе, после чего грамоту торжественно перенесли мимо памятника герцогу де Ришелье, по Николаевскому бульвару – в здание Городской Думы.

Понимая всю силу противника и недостаточность обороны, одесситы обратились с просьбой к архиепископу Херсонскому и Таврическому Иннокентию. По этой их просьбе 1 августа 1854 года в Одессу на весь период военных действий была перенесена крестным ходом Касперовская икона Богородицы.

Первого сентября 1854 года англо-французская эскадра подошла к крымскому берегу и высадила десант войск четырёх стран (Англии, Франции, Турции и Сардинии). 349 дней продолжалась оборона Севастополя, принесшая многотысячные жертвы всем участникам сражения. Чудотворным образом Богоматери благословлялись войска, направлявшиеся на оборону Одессы и Севастополя, им осеняли устроенные для обороны батареи. Им спасались раненые. В молитве перед Богородицей получали надежду на спасение жители города.

И, наконец, когда после окончания боёв за Севастополь 26 сентября 1855 года вся англо-французская армада появилась на рейде Одессы, оставалось надеяться только на защиту небесную. Архиепископ Херсонский и Таврический преосвященный Иннокентий, предвидя, как и все, возможную гибель города, призвал колокольным звоном жителей Одессы собираться на площади у Спасо-Преображенского собора. Вместе с архипастырем православные усердно каялись и молили Заступницу Небесную защитить обречённый город. Владыка благословил молящихся и осенил город на все четыре стороны Касперовской чудотворной иконой. На залив опустился густой туман. Враг, простояв в бездействии целую неделю, убрался восвояси, не сделав ни одного выстрела, в … праздник Покрова Богородицы (1/14 октября).

Историки и краеведы по сей день находят разные причины и объяснения столь «странному» поведению объединенной эскадры и двух её командующих. Общественное мнение увидело в происшедшем лишь Перст Божий. Одесса решила «в поучение своему потомству сделать событие сие незабвенным», отмечая с той поры его регулярно праздником Касперовского образа Богородицы.

В 1855 году архиепископ Иннокентий прибыл с иконой Касперовской в осаждённый врагом Севастополь, где молился перед ней, отслужил молебен.

Заключение 18 марта 1856 года Парижского трактата прервало безуспешную войну. К 30 июня (12 июля н. ст.) 1856 года войска интервентов были окончательно выведены из Крыма. Этот день славных и всехвальных первоверховных святых апостолов Петра и Павла отмечается как ещё один праздник Касперовской иконы Божией Матери.

В январе 1878 г. российские войска, освободившие от притеснений и уничтожения братские Балканские народы-единоверцы Сербии, Черногории, Боснии, Болгарии, Греции и Румынии, дошли почти до самого Константинополя. Появление в проливе английского флота заставило прекратить дальнейшее продвижение российских войск.

События Крымской войны были «знаковыми» для Одессы, выстоявшей против неизмеримо более значительных сил противника. Через 60 лет, в ходе Первой мировой войны все попытки нападения на Одессу турецкого флота при участии германских офицеров потерпели полную неудачу.

Так, в ночь на 16 (29 по н.ст.) октября 1914 года в Одесский порт вошли неопознанными два турецких миноносца. Сначала торпедой с «Gayret-I Vataniye» был потоплен один из двух всего лишь кораблей, защищавших порт, – канонерская лодка «Донец». Именно так, в Одессе началась Великая (Первая мировая) война на Чёрном море. Враг планировал, уничтожив ещё одну канлодку «Кубанец» и минный заградитель «Бештау» (это были все военные суда, находившиеся в порту), высадить диверсионные группы, подорвать порт и стоящие суда, уничтожить склады с запасами зерна, хранилища нефти.

Но мирный портовый катер № 2, бросившись от Нового мола (где ныне морвокзал) навстречу миноносцу «Muavent-I Мilliaye», протаранил его борт, отчего боевой корабль ринулся прочь из порта. Миноносец кинулся в сторону Нефтяной гавани, ничем не защищённой. Но произошло невероятное – попадание нескольких (!) его снарядов в заполненный нефтью резервуар не вызвало возгорания. Нефть только разлилась.

В это время другой миноносец «Gayret-I Vataniye» обстрелял суда в гавани. В заградитель, нагруженный минами (!), попало несколько снарядов. Но взрыва, на который рассчитывал противник, не произошло! Попав под обстрел «Кубанца», нападавшие предпочли ретироваться, не достигнув поставленной им цели.

Ещё более поразившее всех событие произошло спустя несколько месяцев, вновь в самый канун святой Пасхи 1915 года. В Страстную Субботу, 21 марта штабом Черноморского флота было получено телеграфное сообщение о том, что в сторону российского берега направляется турецкая эскадра. Около 4-х часов дня наблюдатель одесского порта увидел на горизонте движущееся большое крейсерского типа судно, которое вдруг остановилось. Из порта направили пароход с начальником морской обороны. К вечеру стало известно, что неизвестное судно – турецкий крейсер, который, направляясь в сторону Одессы, взорвался и затонул. Над водой остались лишь верхняя палуба с надстройками и орудиями, две его мачты, три трубы и флаг.

На рассвете пасхального дня, 22 марта к затонувшему крейсеру было направлено из Одессы несколько судов. Обследование показало, что крейсер «Меджидие» подорвался на мине, не замеченной турецкими тральщиками. Так была сорвана вся операция по нападению на одесский берег эскадры, в панике бежавшей от места взрыва.

Эти события произвели настолько сильное впечатление на всех, что даже маловерующие и иноверцы увидели в том проявление сверхъестественной силы. Для православных же всё произошедшее представлялось, как и прежде, не «счастливой случайностью», а знамением Покрова Божией Матери, простёртого над Одессой.

По просьбе властей города Высокопреосвященнейший Назарий, архиепископ Херсонский и Одесский исходатайствовал у Святейшего Синода возможность оставить в одесском кафедральном соборе до окончания войны Касперовскую икону Божией Матери. 25 марта, после Божественной Литургии архиепископ Назарий при участии всего духовенства города совершил торжественный крестный ход по улицам Одессы, прилегающим к морю. На Николаевском бульваре владыка осенил Касперовским образом Богородицы море и город, чудом спасшийся от гибели. В прочувствованной речи он произнёс: «У нас ныне действительно двойная Пасха. Пасха Христова, день Светлого Воскресенья, и Пасха – избавление от гибели и разрушения города нашего».

Через много лет, в 1941 году оборона Одессы, сражавшейся в глубоком тылу врага, сорвала гитлеровский план «молниеносной войны» на южном фланге фронта СССР, покрыла город венцом славы её героев. 73 дня продолжалась оборона Одессы, защитники которой отбили все попытки многократно превосходившего их врага с боем захватить город. Когда город оказался в глубоком тылу противника, а опасность захвата фашистскими войсками нависла над базами флота в Крыму, оборонявшая Одессу Приморская армия была невероятно удачно эвакуирована морем в ночь с 15 на 16 октября. Но не забудем, что накануне, 14 октября, когда принимались последние решения по координации отхода войск, был праздник Покрова Богородицы и Касперовского Её образа… Ещё 5 – 6 часов после отхода от причалов Одессы последних морских транспортов и боевых кораблей находившийся в неведении неприятель продолжал бомбардировку и артобстрел переднего края обороны, оставленного его защитниками, уже направлявшимися в это время морем на оборону Крыма.

Стремительное освобождение Одессы от фашистов 10 апреля 1944 года (дивное совпадение героических дат через 90 лет!) укрепило веру в защиту и поддержку города нашего Царицей Небесной. Всю ночь накануне этого одесситы молились перед чудотворным образом о спасении, которое, вспомним, произошло невероятно стремительно и с минимальными потерями для города. За два дня советские войска смели противника с одесской земли. Напомним только, что в 41-м враг 73 дня топтался на месте. А Великая Победа 9 мая 1945 года принесла миру освобождение от германского фашизма в день праздника Касперовского чудотворного образа.

Еженедельно в 7 часов утра в пятницу в одесском кафедральном Свято-Успенском соборе перед образом Касперовским читается акафист Покрову Богородицы, составленный Святителем Иннокентием Херсонским в связи с прославлением чудотворной иконы как спасительницы Одессы и всего южного края. Тот, кто хоть раз в такой момент побывал здесь, не забудет бесконечное чувство благодарности к Царице Небесной, выражаемое многотысячным хором прихожан. Ныне, как и прежде, архипастырь трижды осеняет собравшихся в соборе прихожан высоко поднятым им образом, возглашая «Пресвятая Богородице, помогай нам!» И звучат под сводами храма Божиего слова икоса: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!»

Геннадий А. КАЛУГИН

Перейти к верхней панели