15 мая 2004 г., в день перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба зажглась еще одна молитвенная лампада на благословенной земле Одесского Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря, обители чистоты и смирения, пристанища жен и дев-воительниц за чистоту Православия. В этот день Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский совершил Божественную Литургию и сразу же после неё – освящение Борисо-Глебской часовни.

Часовня эта построена на средства матери невинно убиенного раба Божиего Бориса Вихрова – послушницы Лидии Павловны и других одесситов, в память о сыне, друге, ученике. Борис Вихров убит был киллером, будучи ещё совсем молодым человеком, но уже председателем Одесского Арбитражного суда. Убит 16 мая 1999 г. возле своего дома, в своей машине, вместе с главой местной телекомпании АМТ Игорем Бондарем.

Духовенство и богомольцы разных приходов города собрались в этот теплый и солнечный день, чтобы помолиться вместе с Владыкой Агафангелом, матерью и друзьями погибших. На освящении присутствовали заместитель губернатора Одесской области А. Киссе и председатель Одесского областного арбитражного суда В. Балух. Правящий архиерей вручил строителям и благоукрасителям часовни благословенные Грамоты, а мать Бориса Вихрова, в память о своем сыне, раздала всем желающим множество духовной литературы.

«Сам Господь приводил людей, – говорит матушка Лидия, – для создания часовни». Они сами вызывались выполнить даже безоплатно или за свои средства разные работы – установить, например, купол, сделать каменный забор, выполнить работы по мрамору. Все работы по дереву, мебель выполнили специалисты деревообрабатывающей мастерской монастыря.

Часовня построена по проекту Тамары Анатольевны Ениной в древнерусском стиле. Потолок и стены украшают прекрасные росписи, выполненные в спокойных тонах. На стенах, под куполом в медальонах – иконы русских святых в канонической манере иконописи. В главном иконостасе, обращённом на восток, – иконы святых благоверных князей Бориса, Глеба и Игоря. По краям иконостаса – иконы святых равноапостольных Великого князя Владимира и княгини Ольги, а центре купола – образ Богородицы «Знамение». Все пришедшие могли приложиться к новоосвящённым иконам святых. Перед иконостасом устроена мраморная чаша со святой водой, которую могут испить богомольцы – из освящённого мраморного креста вытекает в чашу вода, пополняя её.

Внутри часовни на стене у входа сделана надпись: «Борисо-Глебская часовня освящена 15 мая 2004 г. в День прославления благоверных князей Бориса и Глеба, в пятую годовщину памяти раба Божиего Бориса Вихрова. Помяни Господи жертвователей святой часовни сей: скорбящих матери и отца убиенного раба Божиего Бориса, друзей и благодетелей: Олега, Алексия, Сурена, Александра, Богдана, Бориса, Бориса, Валерия, Сергия, Георгия, Ольгу, Галину, Татьяну и других, имена Ты их, Господи, веси». Благодарственно молится матушка Лидия и о иконописцах часовни – Владимире, Валентине, Наталье, за всех благотворителей.

+   +   +

Смиренно претерпев мученическую смерть, благоверные князья Борис и Глеб, принявшие во святом крещении имена Роман и Давид, первыми среди святых Русской Православной Церкви были канонизированы (не позднее 1039 года). Они стали символом мужества в беспощадной и подлой междоусобной войне со старшим братом Святополком Окаянным, который использовал любые средства для того, чтобы воссесть на Киевский престол. Святой князь Борис, как и его младший брат Глеб, предчувствовали свою гибель, но не отвратились от избранного пути.

Их подвиг – смирение перед волей Божией, следование Вышнему Промыслу, установленным законам. Это, когда знаешь, что ожидает тебя, знаешь, что будешь убит, но всё-таки приносишь в жертву Господу свою жизнь – так поступили и Царственные мученики и страстотерпцы. Последний Российский Государь принял тот же венец, что и первые русские благоверные князья.

Святой Игорь Черниговский (в крещении — Георгий, в иночестве — Гавриил), волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом искупил наследственный грех княжеских усобиц, став невинной жертвой ненависти к его брату Всеволоду. Многострадальный князь был пленён, тяжело заболел и был близок к смерти. Тогда князя постригли в схиму с именем Игнатий. Божией помощью князь выздоровел, оставшись иноком монастыря. Но год спустя, 19 сентября 1147 г. святой князь-схимник Игорь был зверски убит. Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той». На другое утро святой страдалец был погребен. Чудотворная икона Божией Матери, перед которой молился мученик перед убиением, стала называться Игоревской, – празднование ей 5/18 июня, – и в тот же день празднуется перенесение мощей благоверного князя Игоря. Князь Игорь  со смирением уступил великокняжеский трон и со смирением принял мученическую кончину.

+   +   +

Во дни православных праздников священники монастыря совершают у Борисо-Глебской часовни водосвятные молебствия, собирающие множество верующих.

По материалам православных сайтов

составил Г.А.К.

Перейти к верхней панели