История святынь всегда начинается с особого предопределения Божия.
В 1060 г. преподобный Антоний Киево-Печерский, неправедно изгнанный из Киева князем Изяславом, тайно ушел в Чернигов, где и поселился на Болдиных горах, выкопав себе пещеру. Там однажды увидел он в лесу икону Божией Матери, стоявшую на ветвях ели. Икона сияла светлыми лучами так, что казалась вся окруженной пламенем. На этом месте, отмеченном знамением чуда, преподобный Антоний основывает монастырь в честь явившейся иконы Божией Матери, которая получила название «Елецкой».
В дремучих лесах Радонежа, под Москвой, подвизался одинокий отшельник. Как-то раз он удостоился пророческого видения: он увидел стаю птиц небесных, парящих над его бревенчатым срубом, и услыхал голос, предвещавший великую славу этому месту, а также то, что число его учеников будет столь многочисленным, как эта стая птиц. Отшельнику сему было имя Сергий…
Вот случай, более близкий к нам: в середине XIX в. в Киево-Печерской лавре жил монах Феофил, Христа ради юродивый. Проходя как-то раз большим садом в поместье некоего купца, старец сказал, что здесь будет девичий монастырь, и воздвигнет его инокиня из царского рода. Через несколько десятилетий слова преподобного Феофила полностью сбылись. Великая княгиня Александра Петровна, в прошлом — принцесса Ольден-бургская, августейшая родственница императора Александра II, купила поместье этого купца и устроила здесь монастырь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В нем она приняла иноческий постриг с именем Анастасии.
Каково же было предопределение в отношении Одесского Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря? Имело ли его возникновение печать избранничества, знамение чуда?
… 1840 год. Храмовый праздник в честь Собора святого Архангела Михаила, отмечаемый 8 ноября, по старому стилю, собрал в Архангело-Михайловской церкви тысячи горожан. Вот уже несколько лет красуется она здесь, на окраине Одессы, построенная рачением самого генерал-губернатора Михаила Семеновича Воронцова, почтившего сим деянием своего небесного покровителя. Может быть, сейчас его сиятельство находится среди почетных гостей, внимая торжественному архиерейскому богослужению.
Владыка в алтаре, в окружении духовенства, воздевает руки к небу и, мысленно отрешившись от всего земного, испрашивает ниспослания Духа Святого на предстоящее священнодействие. В алтаре, являющем в такой момент святая святых, где находится престол Царя славы, стоит благоговейная тишина. Все молитвенно сосредоточенны.
Вдруг архиепископ вздрагивает. Его охватывает необыкновенное волнение. Он опять слышит неведомый голос, таинственно повторяющий слова, сказанные ему здесь же ровно год назад, во время праздника Архангела Михаила: «Ревность о доме Твоем снедает Меня». Сколько ни служил здесь архипастырь в дни престольных праздников, это повторялось из года в год. Вот почему святитель в таком трепете — чудо вновь повторилось! Глас Божий пронзил его душу, взволновал ее до самых глубин. После окончания праздничных торжеств владыка долго не мог прийти в себя, мысленно все возвращаясь к той необыкновенной минуте в алтаре, когда сердца его коснулись Божественные глаголы: «Ревность о доме Твоем снедает Меня». (Ин. 2,17). Эти евангельские слова, сказанные Спасителем в храме Соломона, относятся как к благоговейному почитанию Иерусалимского храма, превращенного фарисеями в «вертеп разбойников», так и ко всей церкви Христовой, которая есть Дом Бога Живого, столп и утверждение Истины.
Услышанные в момент наивысшего духовного подъема, во время литургического действа, слова эти были указующим символом, являлись предопределением избранничества этого места. Именно тогда архиепископ дал обет Богу построить здесь святую обитель во имя Архистратига Божия Михаила.
Предводитель ангельского мира на иконах изображается в виде прекрасного юноши, облаченного в воинские доспехи и держащего в руках огненный меч. На щите надпись «Никто как Бог!» — так переводится имя «Михаил» с древнееврейского. «Архистратиг» означает по-гречески «воевода». Когда часть мятежных ангелов восстала против своего Творца, Михаил во главе небесного воинства низложил их и вверг в геенну.
Акафист в честь Архангела Михаила так воспевает его:
Радуйся, звездо мира первообразная
Радуйся, свеще истины и правды златозарная
Радуйся, им же сатана яко молния с небес низвержеся
Радуйся, им же хранимый род человеческий к небеси восходит
В Библии встречаются многократные упоминания о Михаиле. Издревле он почитался покровителем богоизбранного еврейского народа, являя в тяжелую годину испытаний чудесное заступничество. Так, при осаде Иерусалима войсками ассирийского завоевателя Сеннахерима Архистратиг поразил в одну ночь 185 тысяч вражеских воинов, избавив народ Божий от порабощения и гибели.
Михаил был также покровителем молодого славянского государства — Киевской Руси. Его изображение имелось на гербе Киева. Наши предки особо чтили небесного Архангела, который был для самоутверждающегося княжества символом государственности и победоносной мощи. Олицетворением этой любви может служить построенный в его честь Киевский Михайловский монастырь XI века, названный из-за красоты позолоченных куполов Златоверхим.
В Одессе было два храма, освященных в честь первоверховного Архангела: на Молдаванке, построенный в 1820 г., и вблизи Суворовской крепости, недалеко от моря, возведенный богатыми одесскими купцами в 1835 Г. при финансовой помощи Михаила Воронцова. Архиепископом, которому было неоднократно явлено чудо слышания неземных глаголов на этом месте, предвещавшее его особую святость и великую будущность, был преосвященный Гавриил (Розанов), первый архипастырь Одесской епархии.
Он любил эту красивую церковь, отличавшуюся аристократичной пышностью и в то же время величественной строгостью форм, вместительностью, обилием света. Архангело-Михайловская церковь часто являлась местом городских торжеств. В ней отмечались памятные для города и епархии даты.
Вот как, например, Александр Де-Рибас, потомок славного Иосифа Де-Рибаса, описывает в своей книге «Старая Одесса» первое празднование основания города: «Существенной особенностью торжества было то, что… должно было состояться торжественное богослужение в Михайловском женском монастыре, после которого совершалась крестная процессия по известному всем одесситам церемониалу… Заупокойную литургию совершал сам архиепископ Иннокентий, в сослужении всего духовенства, в присутствии местных властей и иностранных консулов. Причем на особом месте близ алтаря стояло несколько маститых стариков… переселившихся из разных мест в наш край и видевших основание Одессы, которую они застали еще пустынною степью».[1]
Церемониал, о котором пишет А.Де-Рибас, — это всегородской крестный ход из Михайловского храма к памятнику Ришелье с особым молебствием о городе и преднесением святынь Одесской епархии, а также городских реликвий: царского манифеста, знамени и др.
Особо запомнились одесситам мероприятия, проведенные в храме епархиальными властями, муниципалитетом и воинским гарнизоном по случаю избавления Одессы от опасности блокады и бомбардировки в период Крымской войны: «Войска… выстроились на крепостной эспланаде. Перед ними на возвышении устроен был аналой для богослужения. По окончании литургии процессия направилась к аналою, в предшествии креста и хоругвей с церковным пением и музыкой. Тут были военные и гражданские чины, консулы, купечество, граждане.
По мере прохождения процессии мимо войск к ней присоединялись их штандарты и знамена, которыми и был окружен аналой.
Было нечто высокоторжественное и величественное, когда все эти тысячи войск и народа коленопреклоненно благодарили и славили Бога за свое спасение. При провозглашении многолетия раздались выстрелы на батареях и общее «ура» войск и народа.
По окончании молебна архиепископ обходил войска, кропя их святой водой и вручая по освященной просфоре каждому полку и батарее».[2]
В этом храме часто совершались архиерейские хиротонии. Так, здесь в 1853 г. была совершена епископская хиротония первого викария Одесской епархии.
Храм имел такое большое значение, что в нем служили и настоятельствовали самые уважаемые и заслуженные священники города: протоиереи Петр Казанский, Арсений Лебединцев и другие. Многие из них впоследствии были настоятелями кафедрального Спасо-Преображенского собора.
История храма неразрывно связана с историей монастыря. Место сие действительно оказалось великим, ибо здесь творилось столько добрых начинаний, столько пользы несло оно городу и людям, что благой след его оказался чрезвычайно глубоким. Епархиальное женское училище, одно из лучших женских образовательных учреждений в городе, воспитывало юное поколение в традициях духовности и гражданственности. В монастырской больнице оказывалась разносторонняя помощь недужным. Каждый день монастырь кормил около 100 человек неимущих. Налаженное земледельческое хозяйство, художественные мастерские по иконописи, изготовлению утвари и облачений, достижения в области декоративно-прикладного искусства, уникальные промыслы по изготовлению тончайших кружев и многое другое — все это говорит о том богатейшем потенциале, который от Бога был дарован обители и чрез нее щедро отдан людям.
История монастыря связана с именами самых выдающихся деятелей Одессы: архиепископа Иннокентия (Борисова), М.Воронцова, Е.Воронцовой, А.Стурдзы, Р.Эдлинг, отца и сына Маразли, княгини Елены Демидовой Сан-Донато, и других, чьи деяния были весьма благи для Одессы. Некоторые из высокопоставленных благодетелей нашли здесь свое вечное упокоение, как, например, Одесский губернатор генерал-лейтенант В.Д.Новицкий[3], княгиня Е.П.Демидова Сан-Донато, погребенные на погосте Архангело-Михайловского собора, и семейство Гагариных-Стурдза, создавшее фамильную усыпальницу в Воскресенском скиту монастыря.
В летописи монастыря были как светлые, так и трагические страницы. Велика рана, нанесенная обители революцией. Короткий послевоенный период спокойствия сменился опять в 1961 г. террором. И хотя теперь обитель вновь восстановлена из руин, сейчас она пребывает в муках рождения, и страданиям ее не видно конца.
Тем не менее с упованием на Бога созидает она разрушенное, восстанавливает забытые традиции, бережно взращивает семена духовности в ожидании доброго плода. Всем своим бытием она оправдывает таинственное предопределение: «Ревность о доме Твоем снедает Меня». Ее деятельность — это самоотверженное преображение окружающего мира, непрерывное шествие сквозь тьму к свету, преодоление зла и греха, созидание Дома Господня — нерукотворенного храма истины, любви, чистоты, милосердия, добра.