Портрет А.С.Стурдзы

Портрет А.С.Стурдзы

История создания Свято-Архангело-Михайловского монастыря связана с именами многих выдающихся деятелей Одессы первой половины и середины ХІХ века, среди которых Александр Стурдза и сестра его Роксандра Эдлинг, упокоившиеся в фамильной усыпальнице семейства Гагариных-Стурдза в Воскресенском скиту монастыря.

Стурдза Александр Скарлатович (18.11.1791, Яссы – 13.06.1791, Одесса) – выдающийся  дипломат, богослов, писатель, переводчик и меценат. Род Стурдза восходит к XV веку и берет начало от господаря Молдавского Влада Турзо, ставшего владетелем в 1432 году.

Мать Александра Скарлатовича,  происходила из древнего княжеского греческого рода Мурузи – из Византии, откуда в 1204 году семья переселилась в Трапезунд, затем в Молдавию. Князь Константин Мурузи был господарем Молдавии и Валахии с 1777 по 1782 гг. Переезд семьи в Россию состоялся вскоре после рождения Александра Стурдзы.

Скарлат Стурдза – отец А.С. Стурдз

Скарлат Стурдза – отец А.С. Стурдз

После Ясского мира 29 декабря 1791 г., предусматривавшего возврат Молдавии и Валахии Турции, семья Скарлата Стурдзы, враждебного Порте, была вынуждена эмигрировать в Россию, потеряв, таким образом, почти все свое огромное состояние. Его дети поступили на казенную службу, Александр — секретарем к министру иностранных дел графу Каподистрия, а Роксандра — фрейлиной к супруге Александра I императрице Елизавете Алексеевне. Исключительными своими душевными и умственными качествами оба удостоились признания и государевых милостей, так что царь в 1822 г. жалует Роксандре 10 тысяч десятин земли в Бессарабии, тем самым озолотив это семейство и как бы вернув ему потерянную родину.

А.Стурдза получил великолепное домашнее образование – владел несколькими языками, изучал богословие, философию и историю, затем слушал лекции в германских университетах. довольно долго жил в Вене и Флоренции. На формирование его мировоззрения повлияли сочинения греческих  богословов Е.Булгариса и Н.Феотокиса.

В 1809 г. Стурдза поступил  в Коллегию иностранных дел, стал секретарем канцлера Н.П.Румянцева, а в 1812 г. произведен в переводчики. Затем работал в канцелярии Дунайской армии адмирала П.В.Чичагова в Бухаресте, участвовал в походе против императора Наполеона I.

В 1813 г. он – дипломатический фактотум императора Александра I в Швейцарии, в 1814–1815 гг. как переводчик участвовал в работе Венского конгресса. В 1815–1816 гг. – переводчик при статс-секретаре по иностранным делам И.А.Каподистрии, редактировал Акт о Священном Союзе, подписанный 14(26).09.1815 в Париже. По поручению императора Александра I составил тексты нескольких указов, в том числе указ об изгнании иезуитов из России от 20.12.1815.

Юный А.С. Стурдза

Юный А.С. Стурдза

С 1816 г. – член Ученого комитета Министерства народного просвещения, в 1818 г. определен в Главное правление училищ при Министерстве духовных дел и народного просвещения, где составил «Наставление для руководства Ученого комитета» (утверждено 5.08.1818), определившее основные направления политики в сфере народного просвещения – достижение «согласия между верою, ведением и властию». Одновременно  Стурдза разработал проект довольно жесткого цензурного устава.

В 1818 г. Стурдза участвовал в работе Ахенского конгресса Священного союза. По поручению Александра I осенью 1818 г. составил «Записку о нынешнем положении Германии», в которой утверждал, что предреволюционная политическая ситуация в Германии порождена традициями немецкой высшей школы.  Стурдза подверг резкой критике университетскую автономию Германии, распространяющую революционный дух и атеизм.

В 1819 г. он покинул Германию и поселился в своем имении. В 1821 г. Стурдза вышел в бессрочный отпуск по болезни и переехал в Одессу. В

апреле 1828 г. в ходе русско-турецкой войны 1828–1829  гг. был командирован в Бухарест для ведения походной канцелярии министра иностранных дел. После Андрианопольского  мира 1829 г. вышел в отставку и окончательно поселился в Одессе, посвятив себя литературной, общественной и благотворительной деятельности.

Стурдза был знаком с А.С.Пушкиным с 1818 г. В 1823 г. он принимает приглашение В.А.Жуковского сотрудничать в основанном Пушкиным журнале «Современник», куда присылает статьи исторического содержания. В 1823-1824 гг. Александр Сергеевич и Александр Скарлатович постоянно общаются в доме графини Эдлинг, их беседы переросли в дружбу. Пушкин высоко оценил ум Стурдзы. У них нашлось немало общего, чем и объясняется отзыв поэта о нем как о «приятеле». Скорее всего, предметом  их бесед было восстание в Греции. «Враг революций», Стурдза в данном случае «всеми силами защищает греческую революцию как гражданский долг».

Пушкин в письме к другу поэту Вяземскому от 14 октября 1823 г. несколько саркастически отзывался о старомодных патриархальных взглядах верного слуги престола: «Здесь Стурдза монархический. Я с ним не только приятель, но кой о чем мы мыслим одинаково, не лукавя друг перед другом». Стурдза оставил воспоминания об их затрагивающих актуальнейшие философско-этические проблемы беседах. Он говорил: «Знаете ли Вы, что в Евангелии… мы обретаем определение истинной свободы? Господь сказал: «Познайте истину, и истина сделает Вас свободными (Ин. 8, 32). Заключите же из сего Божественного изречения, что где нет внутренней свободы, там нет и внешней. Собеседник мой при этих словах изъявил простодушное удивление и сердечное участие. Кто знает, не начал ли он с тех пор заглядывать почаще в св. Евангелие?».

Портрет А.С. Стурдзы

Неизвестные и забытые портретисты 18-19 веков из фондов Одесского художественного музея

Знал Стурдзу и Тургенев, который не разделял его взглядов. Он даже вывел его в гротескном виде под именем Роксолана Медиаровича Ксандрыки в романе «Рудин», где назвал его «благопотребным старцем». Преданность монархии и религиозность была не по душе некоторых друзей этого бескомпромиссного человека.

После гибели Пушкина на дачу Стурдзы приезжает Жуковский, и они долго говорят об одесских встречах, скорбя о своем друге. Автор перевода «Одиссеи» Гомера настолько уважал Стурдзу, что считал его мнение о своем переводе «выше мнений литераторов Германии, Англии, Франции, Италии и даже России».

Спустя 11 лет на этой же даче Стурдза общался с Н.В.Гоголем, возвращавшимся на родину после странствия по Ближнему Востоку и совершившим в Одессе остановку.

Недавно стали известны новые подробности выкупа Тараса Шевченко из крепостной зависимости. Так, именно Александр Стурдза натолкнул Жуковского, когда тот был в очередной раз в Одессе, на мысль о сборе денег для выкупа молодого талантливого Тараса. Он предложил ему написать портрет и устроить благотворительный аукцион.

Необыкновенные богословские познания и глубокий мистицизм в чем-то роднили Александра Стурдзу и его сестру Роксандру с монашеством. В конце 1830-х гг. Стурдза  вынашивал мысль о принятии монашеского пострига. С этого времени писал главным образом на религиозно-философские и церковные темы, а также создал портреты-биографии своих современников: Н.В.Гоголя, с которым всю жизнь дружил, Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, князя А.Н.Голицына и др.

Стурдза был категорическим противником революционных потрясений. Главные опоры общества Стурдза усматривал в религии и национальном характере. Общественным идеалом для Стурдзы была самодержавная монархия в союзе с церковью. Стурдза также высказывался за отмену крепостного права. Жуковский называл его «нашим Платоном христианским». Взгляды Стурдзы  предвосхитили славянофильство.

Среди одесских греков Стурдза  был одним из самых ярких активистов, переводчиком с греческого и меценатом, стал учредителем «Общества истории и древностей» в 1839 году. Общество  внесло значительную лепту в историю и культуру одесских греков того периода. Совместно с Маразли-отцом А.Стурдза организовал помощь Константинопольским беженцам. После смерти А.Стурдзы Маразли-сын продолжит его начинания, в частности – содержание богадельни.

0008-3.jpgВ день памяти великого угодника Божия святителя Христова Николая, 9 мая 1844 г., архиепископ  Гавриил (Розанов) совершил Божественную литургию и праздничный молебен, после чего освятил корпуса и келии сестер первого на юге России женского монастыря – Свято-Архангело-Михайловского, Одесского. Этот день был радостным торжеством для всех, приближавших его молитвами, приношениями, усердным трудом.

Свято-Воскресенская церковь в скиту Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря

Свято-Воскресенская церковь в скиту Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря

Именно Александр Стурдза и сестра его Роксандра Эдлинг помогли собрать необходимые пожертвования на создание монастыря. Будучи греческого происхождения, они подключили к сему богатейшую греческую общину. Так что рабов Божиих Роксандру и Александра следует по праву назвать ктиторами святыя обители сия. Это были люди, имевшие редкие христианские качества. Они прожили сложную, но честную и добродетельную жизнь, и оставили после себя ценнейшее наследие: многочисленные благотворительные учреждения, храмы, монастыри, библиотеки, духовно-философские сочинения, интереснейшую переписку со знаменитыми людьми, мемуары.

Вскоре у монастыря появилась еще одна церковь. Она была построена тайным советником князем Александром Скарлатовичем Стурдзой над могилой его сестры, графини Роксандры Эдлинг. Графиня, так много сил и средств отдавшая обители, не дожила до ее открытия. Она скончалась 16 января 1844 г. Незабвенная благодетельница монастыря завещала похоронить себя на берегу моря, на участке близ 8-й станции Среднего Фонтана. Скорбящий брат поставил рядом с ее могилой церковь Воскресения Христова в знак упования на христианское бессмертие.

Проектировал церковь архитектор Франческо Моранди, автор ряда административных и культовых зданий в Одессе. Храм был выполнен в западном духе, вмещал 500 человек. Вначале он не имел купола и внешне походил на молитвенный дом; снаружи был украшен изображениями 12 апостолов, стены были отделаны под мрамор. Иконостас состоял из 11 икон, имел пророческий ряд из 6-ти образов. К работе над отделкой интерьера Моранди пригласил лучших художников Северной Италии. Так, над горним местом, в углублении была помещена огромная икона Воскресения Христова, исполненная на стекле мастером из Милана – профессором живописи Бертини.

Храм св. равноап. Марии Магдалины

Храм св. равноап. Марии Магдалины

Храм был освящен самим архиепископом Гавриилом (Розановым) 4 августа 1846 г., в присутствии семейства Стурдза. Позже храм был перестроен и приобрёл храктерный вид православных храмов (ныне – храм св. равноап. Марии Магдалины по Фонтанской дороге).

Мало кто знает, что Стурдза был известным для своего времени религиозным писателем и философом. Его перу принадлежат известные книги «Вера и ведение, или рассуждение о необходимом согласии между Богооткровенной религией и наукой в деле преподавания в народных школах», «Очерк христианской жизни и смерти», «Письма о должностях священного сана», «Ручная книга православного христианина» и др.

 

В Одессе он возглавил кружок интеллектуалов, куда входили самые просвещенные умы города, занимавшийся сложными вопросами религии, науки, политики. С молодых лет он был близко знаком с обер-прокурором Синода кн. Голицыным, находился в тесном общении с митрополитом Московским Филаретом и архиепископом Херсонским Иннокентием — величайшими богословскими светилами XIX века, чьи сочинения он переводил на французский, немецкий и греческий языки.

Стурдза собрал уникальную библиотеку древних классиков на греческом и латинском языках, состоящую из 3-х тысяч томов, включавшую также богословский отдел отцов церкви. Свою библиотеку Стурдза завещал Ясской и Одесской духовным семинариям.

По своему облику А.Стурдза напоминал отшельника или блаженного. Худой, с лицом, изборожденным морщинами, вдумчивый и меланхоличный, он таил в себе некую загадочность, усиливавшуюся физическим недостатком лица: один глаз его имел повреждение.

Что особенно отличало семейство Стурдза, так это великая любовь к нуждающимся. Александр Стурдза основал одну из первых в стране общину милосердия, которая стала называться Стурдзовской богадельней Сердобольных сестер, с храмом во имя иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость». 1 ноября 1850 года после освящения здания Стурдзовской богадельни первые 3 сестры приняли 16 болящих и разместили их в палатах. Официальной же датой открытия богадельни стали считать 21 (по ст. ст.) ноября 1850 года, когда на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялось освящение ее домовой церкви во имя иконы Богородицы «Всех скорбящих Радосте».

Здание богадельни и пристроенная позже к нему церковь образа Богородицы «Всех корбящих радости» (ныне возрожденная) сохранились напротив Стурдзовского переулка (ныне – пер. Веры Инбер).

В качестве члена Одесской городской комиссии в 1897 г. Стурдза принимал активное участие в мероприятиях по борьбе с холерой.

Родовой герб древнего боярского рода Молдавии слился с Гагаринским гербом Стародубовских князей. Главным украшением герба и главным достоянием рода остался неизменный девиз благороднейшей династии: «С той и другой стороны блистать прекрасно».

Похоронили Александра Скарлатовича Стурдзу  на территории скита  монастыря у Свято-Воскресенского храма в фамильной усыпальнице. Церковь была построена на морском берегу самим графом Стурдзой над могилой его сестры. После смерти А.С.Стурдзы  его именем назвали  переулок  в центре города, но в годы советской власти Стурдзовскому переулку присвоили другое имя. Греки Одессы несколько лет ведут работу по возвращению переулку имени Стурдзы.

В советское время на территории Свято-Воскресенского скита монастыря был устроен дом отдых «Красные зори»; в храме был устроен спальный корпус, а в бывшем фамильном склепе Стурдзы-Гагариных разместили (о ужас!) детскую комнату… Судьба останков неизвестна.

В настоящее время храм и территория вокруг него, включая место фамильного склепа Стурдзы-Гагариных, переданы общине, а над бывшим склепом построена часовня.

В память о выдающемся благотворителе и с благодарностью к нему бюст Александра Скарлатовича Стурдзы установлен в монастыре на фасаде музея «Христианская Одесса», у входа в него.

Спаси, Господи, души раб Твоих, ныне поминаемых.

В Предпразднество Успения Пресвятой Богородицы

составил Г.А.К.  27 августа 2016 г.

Источники информации:

– Игумения Серафима. Молитвенные лампады. История Одесских монастырей. – Одесса: Свято-Архангело-Михайловский монастырь, 1996

– Стурдза Александр Скардатович //Сайт «Греки Украины» – Режим доступа: http://www.greeks.ua/ru/default/index/persons?id=62&persons=asturdza

– Стурдза, Александр Скарлатович – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Стурдза,_Александр_Скарлатович

– Храм иконы Пресвятой богородицы «Всех скорбящих Радость»//сайт храма – режим доступа: http://radosti.od.ua

– Храм на 9-й станции Фонтана. Когда же историческая справедливость восторжествует???// Сайт Одесской епархии – Режим доступа: http://eparhiya.od.ua/stati/stati-i-blogi/105-hram-na-9-y-stantsii-fontana_-kogda-je-istoricheskaya-spravedlivost-vostorjestvuet???

Перейти к верхней панели