risunok-1-roksandra_sturdzaЛюбовью к ближним, благотворительностью и религиозностью была наполнена жизнь достойной представительницы рода Стурдз – Роксандры Эдлинг. Благотворительный поступок совершила она и накануне смерти своей. В завещании графиня наказала похоронить себя в скиту женского монастыря и возвести у могилы её храм Воскресения Господня. “Могила и храм привлекут верующих и других людей благородных, — рассуждала она. — Это обеспечит послушницам монастыря чаевые от церкви и кладбища, поддержит сироток”.

Графиня Роксадра Скарлатовна Эдлинг (урождённая Стурдза; 12 октября 1786 г — 16 января 1844 г., Одесса) происходила из очень знатного и богатого семейства. Род Стурдз восходит к XV веку и берет начало от господаря Молдавского Влада Турзо, ставшего владетелем в 1432 г.  Графиня Эдлинг, урожденная Стурдза, вот так описывает в мемуарах свое семейство: «Матушка моя была из роду князей Мурузи, известных по своему влиянию на Оттоманскую Порту. Дедушка мой, Молдавский господарь, выдал замуж старшую дочь свою за моего отца. Я родилась в Константинополе, и мне было пять лет, когда родители мои решились покинуть страну свою и поселиться в России». Князья Мурузи были греками.

Отец её, Скарлат Стурдза, живя в Константинополе, занимал там видное служебное положение и умел влиять на Порту Оттоманскую в пользу своих соотечественников. Однако после заключения Ясского мира 1791 года, предусматривавшего возврат Молдавии и Валахии в пользу Турции,  положение его сильно пошатнулось, и он согласился на предложение русских дипломатов навсегда покинуть Турцию, эмигрировать в Россию. В 1792 году вся семья Стурдзы переехала.

Они поселились в белорусском имении, расположенном в 30 верстах от Могилева-на-Днепре. Удалившись от политической деятельности и столичной жизни, Стурдзы занялись воспитанием своих пятерых детей, из которых третьей дочери, Роксандре, уже шёл шестой год. До тех пор она была на попечении няни-гречанки, женщины религиозной и оказавшей в этом отношении огромное влияние как на Роксандру, так и на младшего её брата, Александра. Деревенский дом Стурдз, по словам Вигеля, стал напоминать академию – в нем постоянно жили несколько человек преподавателей. В своих воспоминаниях графиня Эдлинг писала: «уединенность нашего быта и влияние величавой северной природы сообщило нам какую-то мрачную восторженность, которая составляла странную противоположность с мягкостью и подвижностью нашего южного происхождения».

В 1801 года вся семья Стурдз переехала в Санкт-Петербург для определения на службу старшего из сыновей, Константина и для довершения образования остальных детей. Религиозность, заложенная няней, продолжала развиваться благодаря влиянию искренне верующего отца и поддерживалась чтением сочинений. Роксандра стала проникать «в таинства искупления, смерти и бессмертия». К тому же вели её и некоторые обстоятельства семейной жизни: умерла сестра. Настроение грусти усилилось после самоубийства старшего брата — Константина. Но, заботясь о родителях, братьях и сестрах, она стала душой дома, «всем для всех», как отзывался о ней впоследствии Александр Стурдза. Стремясь отвлечь её чем-нибудь, родители решили занять её службой и устроили при Дворе фрейлиной к супруге Александра I императрице Елизавете Алексеевне.

ris-2-r-s-sturdza-v-molodostiОбязанности Роксандры были не трудны – она появлялась при Дворе раз или два в неделю, а остальное время проводила в доме родителей. «Я чувствовала, — писала она, — что, не имея ни покровительства, ни богатства, ни замечательной наружности, я должна играть скромную роль. Я с горестью замечала, что наша семья оставалась чужой в России и что брат мой и сестра не будут иметь покровительства при вступлении в свет, если я не наживу себе благоприятелей».

Роксандра познакомилась и сблизилась со многими известными людьми, среди которых были граф Каподистрия, Ипсиланти и многие другие. Ипсиланти был родственником Роксандры, а Каподистрия нашел в ней горячую сторонницу любимой им идеи освобождения Греции от турецкого ига. Эдлинг пишет в мемуарах о своем родственнике, сыне эмигрировавшего Валашского господаря князе А. Ипсиланти, предводителе греческой освободительной войны 1821 г. Греческая революция после многих жертв и поражений закончилась освобождением Эллады и созданием в 1829 г. независимого Греческого государства, первым президентом которого стал Иоанн Каподистрия. Однако осложнились семейные дела Стурдз: отец заболел, мать уехала в деревню, заботы о брате Александре были возложены на Роксандру.

Сострадание влекло её к молодой государыне Елизаветой Алексеевной: «Я почитала её, — пишет Pоксандра, — несчастной; воображала, что она нуждается в женщине-друге и готова была посвятить себя ей». Летом 1811 года Роксандра переехала на жительство в петербургский Летний Дворец на Каменном Острове, и сразу же занялась вопросами внешней политики, которыми тогда увлекались все.

Её качества заметил и оценил император Александр І. Живой и подвижный ум, впечатлительность, веселость, разговорчивость и умение сказать кстати — сразу обратили на себя внимание императора, и очень часто, посещая свою супругу, Александр I подолгу разговаривал с её фрейлиной. Вскоре нашлась еще область, в которой Роксандра могла обнаружить пред государем много понимания и знания. События, предшествовавшие 1812 году, возбудили в душе императора религиозные колебания, и в одном из разговоров с Pоксандрой он обнаружил их. Чуткость, с которой она к ним отнеслась, еще более расположила его к ней.

В 1813 году ей удалось устроить дела отца, который в это время окончательно разорился, чему много способствовала война, и вследствие ряда тяжелых событий личной жизни был разбит параличом. Pоксандра, не желая обращаться к государю с непосредственной просьбой о помощи, воспользовалась тем обстоятельством, что письма придворных к иностранным дипломатам тайно вскрывали и докладывали государю. В письме к своему другу, австрийскому военному агенту при главной квартире, Роксандра подробно описала горестное положение её семьи. Письмо дошло до государя, и он пожаловал её отцу 10 тысяч годовой пенсии. Еще раньше ей удалось очень хорошо устроить брата Александра при министерстве иностранных дел.

Пережив вместе с царской семьей тяжелые дни 1811—1812 годов, она разделила и дни славы и радости 1814 и 1815 годов. 19 декабря 1813 года Роксандра выехала из России в Германию, где провела с императрицей три года, полных богатыми впечатлениями и интереснейшими наблюдениями: она видела Германию, восторженно встречавшую русских как освободителей Европы от ига Наполеона, и ту же Германию, уже ненавидевшую и Россию, и русских.

В Веймаре Pоксандра познакомилась с графом Альбертом Каэтаном Эдлингом, будущим её мужем, который, впрочем, не произвел на неё сразу особенного впечатления. Вопросы религии по-прежнему были для неё господствующими. Кроме религии, Роксандра продолжала интересоваться и делом освобождения Греции. Между нею и графом Каподистрия, жившим в Швейцарии, завязалась оживленная переписка, сначала по греческому вопросу, перешедшая затем к другим, более общим, и наконец приведшая к тому, что Каподистрия сделал Роксандре письменное предложение.

Прибытие Александра I в Бруксал было для Pоксандры очень благоприятно. Он явно для всех оказывал ей своё внимание и разговаривал с ней по целым часам. Из Бруксала Роксандра сопровождала царскую семью и на конгресс в Вену, где встретилась со своими родными и с Каподистрия. Она внимательно следила за ходом дел конгресса, старалась привлечь внимание Александра I к делам балканского полуострова, передала ему даже записку о греческом вопросе, но вызвала в императоре лишь неудовольствие против себя.

Пробыв с государыней за границей и проводив её в Россию, Роксандра в 1816 году уехала вновь в Германию, как думали — надолго, если не навсегда: она выходила замуж за графа Эдлинга, министра иностранных дел и гофмаршала Веймарского герцога. Императрица расставалась с ней неохотно, так как привязалась к жизнерадостной фрейлине, с которой провела немало веселых минут. Однако Роксандра недолго прожила за границей.

ris-3-roksandra-stourdza-v-zrelom-vozrasteСовершив с мужем путешествие по южной Германии и по Италии, в 1819 году она прибыла в Петербург. При раздаче земель в Бессарабии ей было пожаловано 10 тысяч десятин земли, и она с мужем, видя, что при Дворе им не очень рады, решили поселиться в этом поместье, названном ими «Манзырь».

В 1822 году они переехали на юг. Поместье оказалось в дикой, хотя и плодородной местности. Но просвещенность и трудолюбие Роксандры вскоре дали свои плоды: у их одинокой усадьбы выросли многолюдные колонии. В скором времени в голой степи выросли добротные дома, каменная церковь, училище, госпиталь. Хозяйствование велось по самым передовым технологиям, невиданным в этих краях. Были пробурены скважины, разведены стада тонкорунных овец, посажены виноградники. Pоксандра искусственно оросила прежде безводные местности, создала культуру винограда и тонкорунных овец, словом, из Манзыря устроила полную земледельческую колонию, образцовую во всех отношениях, с церковью, садом, училищем и госпиталем. На землях Роксандры не было крепостных: она пользовалась исключительно свободным наемным трудом. Граф Эдлинг впоследствии стал одним из основателей Общества сельского хозяйства южной России.

Часть года она проводила в Одессе, и её дом был одним из центров просвещенного общества города. Широкая благотворительность привлекала к Роксандре любовь низших классов населения, и много учреждений связано с её именем. Особенно благотворна была её деятельность в годы эпидемий чумы и холеры, посетивших наш юг.

Находясь вблизи Кишинева, Роксандра имела возможность встречаться с опальным Пушкиным. Поэт не мог остаться равнодушным к той, о которой Ф.Вигель писал, что это «одна из умнейших и любезнейших женщин, с воображением пламенным. Имела она великую наклонность к мистицизму».

Именно в период встреч с Роксандрой А.С.Пушкин, испытывавший мучительные религиозные сомнения, написал своего «Демона», где неожиданной искрой сверкнуло новое для его творчества слово «Провидение. В Пушкинской рукописи видны резкие контуры профиля Роксандры Эдлинг. В рисунках поэта, обнажавших подсознание души, часто открываются неведомые тайники его сердца. Темные силы, «надрывая сердце» (вспомним стихотворение «Бесы») поэта, вводили его в тяжкие и непростительные искушения. Тем сильнее была его тяга к Божеству, отголосок которого он видел в душе Роксандры.

Личность сильной духом, мудрой, проницательной графини была такова, что с ней почтительно общались Гете, Жозеф де Местр (с которым она часто переписывалась), Жермена де Сталь, Шарль Сент-Бев, Жуковский и другие отмеченные печатью гения люди. Строгий облик, вдумчивый взгляд бархатно-черных глаз, темные полумонашеские одежды, религиозный аскетизм и глубокий аналитический ум делали ее таинственной и притягательной для окружающих.

Историк Вигель вспоминал: «Наружностью ее плениться было трудно… но лишь только заговорит — и вы очарованы, и даже не тем, что она скажет, а единственно голосом ее, нежным, как прекрасная музыка. И когда эти восхитительные звуки льются, льются, что выражают они? Или глубокое чувство, или высокую мысль, или необыкновенное знание, облеченное во всю женскую грациозность, и притом какая простота! Какое совершенное отсутствие гордости и злобы! Превосходство души в ней равнялось превосходству ума».

А.Ф.Шидловский во вступлении к изданию писем графини Эдлинг писал, что сам царь Александр I «часто находил утешение в беседах с этой женщиной, которая поражала его изяществом и силою своих убеждений». Глубокая вера графини с особой силой отобразилась в словах ее письма к Теплякову: «Я чувствую такую неизъяснимую радость, что могу проводить целые дни, размышляя о таинственных путях, которые Провидение себе избирает для спасения страждущего человечества».

В 1824 году Роксандра для лечения отправилась за границу, побывала в Германии и Франции и вернулась в 1825 году в Россию. В конце 1825 года до Pоксандры дошли известия о нездоровье императора и о прибытии государыни. Получив их, она собралась в путь, но, прибыв в  Таганрог 15 декабря, не застала Александра I в живых. Pоксандра не провожала тела государя до столицы, она вернулась в Манзырь, где и провела большую часть остальной своей жизни.

ris-4-r-s-edling-v-starostiНа склоне лет она ездила на Ближний Восток, но впечатления её от этого путешествия были тягостны. До конца своих дней Роксандра сохранила любовь к Греции и грекам, а равно и другим христианским народностям, жившим под игом турок, и картины их бедственного состояния, виденные ею на Востоке, причиняли ей много горя и страданий.

В 1829 году Роксандра принялась за составление своих воспоминаний, доведенных ею до 1825 года, то есть до смерти императора Александра І. Появление записок Pоксандры в 1887 году произвело огромное впечатление, так как во многом изменяло установившийся тогда взгляд на личность императора Александра І. Записки Роксандры стали первостепенным источником при изучении жизни Александра I.

Аскетизм и созерцательность ее доходили до самоотречения. Графиня вела простой и суровый образ жизни, подобный монашескому. Свеча ее жизни пылала так ярко и горячо, что быстро растаяла, сгорела как метеорит, своей вспышкой озарив темень окружающего мира. Порой кажется, что именно она, несмотря на титул, богатство и славу, была как бы первой монахиней основанного ею монастыря.

Что особенно отличало семейство Стурдза, так это великая любовь к нуждающимся. Роксандра вместе со своей подругой и единомышленницей княгиней Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой после стихийных бедствий засухи и голода в 1834 г. основывает Женское благотворительное общество, имевшее Благовещенский сиротский дом, отделение сирот-младенцев, приют для престарелых и другие учреждения. При Свято-Архангело-Михайловском женском монастыре, ею же созданном, она помогает устроить училище для сирот духовного звания и больницу. Благотворительные учреждения возникают и в ее поместье Манзырь.

+  +  +

Прежде, чем начаться было женскому монастырю, на будущей его территории на окраине Одессы возник храм Святого Архистратига Михаила – «Михайловский», как его называли тогда и позже. Но оказалось, что место сие имело ещё большее божественное предопределение, святое назначение.

20 июля 1837 г. в Одессу прибыл преосвященный Гавриил (Розанов) – первый архипастырь Одесской епархии. Ежегодно Владыка Гавриил возглавляет храмовый праздник в честь Собора святого Архангела Михаила, отмечаемый 8 ноября, по старому стилю. Ежегодно в Свято-Архангело-Михайловской церкви собираются на праздник тысячи православных горожан. Владыка в алтаре, в окружении духовенства, воздевает руки к небу и, мысленно отрешившись от всего земного, испрашивает ниспослания Духа Святого на предстоящее священнодействие. И вдруг Владыка вздрагивает, услышав повторяющийся здесь вновь из года в год голос, божественные глаголы: «Ревность о доме Твоем снедает Меня». (Ин. 2,17). Эти евангельские слова, сказанные Спасителем в храме Соломона, относятся как к благоговейному почитанию Иерусалимского храма, превращенного фарисеями в «вертеп разбойников», так и ко всей церкви Христовой, которая есть Дом Бога Живого, столп и утверждение Истины.

Архипастырь решает хлопотать об основании монастыря на земле, отведенной ему под резиденцию, рядом со Свято-Архангело-Михайловским храмом с тем, чтобы таким образом самому стать жертвователем обители. 30 января 1841 г. Владыка Гавриил уже представил в Синод рапорт и проект создания нового монастыря. Ответ не замедлил. Синод постановил:

«Для Херсонской епархии, в которой нет ни одного монастыря, желаемого всеми вообще гражданами Одессы и потребного для удовлетворения благочестивому желанию ищущих спасения души и спокойного убежища от мирской суеты — учредить в городе Одессе женский общежительный монастырь при существующей с 1835 г. Архангело-Михайловской церкви с наименованием Одесским Архангело-Михайловским, а землю под монастырь отвести ту, которая была назначена для архиерейского дома».

Идея создания обители действительно вызвала горячее участие «всех христоименитых сословий»,  выдающихся деятелей Одессы. Особенное усердие к сему было проявлено высшей аристократией, включая августейший царствующий дом. Пожертвования прислала, после обращения к ней графини Роксаны Эдлинг, ставшей главной попечительницей монастыря, сама императрица Александра Феодоровна, а также ее сын, цесаревич Александр – наследник престола, будущий самодержец Александр II. Помощь оказали и другие владетельные государи, представители многих именитых фамилий, купцы, промышленники, негоцианты, духовенство, жители многих городов и весей России.

Жизни замечательной семьи Стурдз, так много сделавшей для монастыря, да и не только монастыря — всего города — достойна отдельного повествования. Пользуясь обширными связями при дворе и в высшем обществе, они помогли собрать значительные пожертвования. Будучи греческого происхождения, они подключили к сему богатейшую греческую общину. Так что рабов Божиих Роксандру и Александра следует по праву назвать ктиторами святой обители. Наконец, приблизилась светлая дата освящения обители. В день памяти великого угодника Божия святителя Христова Николая, 9 мая 1844 г., архиепископ Гавриил (Розанов) совершил Божественную литургию и праздничный молебен, после чего освятил корпуса и келии сестер. Этот день был радостным торжеством для всех, приближавших его молитвами, приношениями, усердным трудом. Присутствовали знатные гости, было много прихожан.

В 1843 году Роксандра овдовела, а 16 января 1844 года умерла после продолжительной и тяжелой болезни. Смерть её была искренно оплакана многими облагодетельствованными ею.

Вскоре у женского монастыря появилась еще одна церковь. Она была построена тайным советником князем Александром Скарлатовичем Стурдзой над могилой его сестры, графини Роксандры Эдлинг. Графиня, много сил и средств отдавшая обители, не дожила до ее открытия. Она скончалась 16 января 1844 г. Незабвенная благодетельница монастыря завещала похоронить себя на берегу моря, на участке близ 8-й станции Среднего Фонтана, который был приобретен архиепископом Гавриилом (Розановым). Исполняя завещание, скорбящий брат поставил рядом с ее могилой церковь Воскресения Христова в знак упования на христианское бессмертие.

ris-5-sv-voskresenskij-xramПроектировал церковь архитектор Франческо Моранди, автор ряда административных и культовых зданий в Одессе. Храм был освящен самим архиепископом Гавриилом 4 августа 1846 г., в присутствии семейства Стурдз. Сегодня достроенный, восстановленный после разрушения и вновь освящённый храм этот известен, как храм во имя св. равноап. Марии Магдалины (на 9-й ст. Фонтанской дороги).

ris-7-sv-arx-mixajlovskaya-cerkov-i-monastyr-na-marazlievskoj-uliceАлександр Стурдза и Роксандра Эдлинг были людьми, имевшими редкие христианские качества. Они прожили сложную, но честную и добродетельную жизнь, и оставили после себя ценнейшее наследие: многочисленные благотворительные учреждения, храмы, монастыри, библиотеки, духовно-философские сочинения, интереснейшую переписку со знаменитыми людьми, мемуары. И память о них безсмертна.

Спаси Господи души рабов Твоих – Александра и Роксандры.

Источники и литература:

  1. Русский биографический словарь: Щапов — Юшневский/ Изд. Императорским Русским Историческим Обществом. — Санкт-Петербург: тип. Главного Упр. Уделов, 1912. — Т. 24. — 365 с. Статья: Эдлинг, Роксандра Скарлатовна
  2. Игумения Серафима. Молитвенные лампады. История Одесских монастырей. – Одесса: Свято-Архангело-Михайловский монастырь, 1996
  3. Эдлинг, Роксандра Скарлатовна. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эдлинг,_Роксандра_Скарлатовна
  4. Стурдзе Александр Скарлатович. Режим доступа: http://odesskiy.com/s/strudze-aleksandr-skarlatovich.html

 

 

07.10.2016 составил Г.А.К.

Перейти к верхней панели