Елена Петровна Демидова

Дж.С. Сержан. Портрет Е.П. Демидовой-Сан-Донато.1895-1896 гг.

Выдающаяся одесситка, представительница высокой европейской культуры, благодетельница Одесского Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря и других богоугодных заведений Елена Петровна Демидова, княгиня Сан-Донато похоронена была у северной стороны храма монастыря в 1917 г.

Елена Петровна Демидова, княгиня Сан-Донато, урожденная княжна Трубецкая, принадлежала к «высшим родовитым аристократическим кругам России». Дочь Санкт-Петербургского уездного предводителя дворянства, действительного статского советника, князя Петра Никитича Трубецкого и княгини Елизаветы Эсперовны Белосельской-Белозерской родилась 25 сентября 1853 года в Санкт-Петербурге. Её крестным отцом был великий князь Константин Николаевич.

Она воспитывалась и получила образование в Париже, где родители занимали видное положение при дворе императора Наполеона III.Павла Павловича Демидова

Мать – фрейлина императрицы Марии Александровны – содержала там популярный салон. По словам современника: «Хорошо одаренная, образованная, с большим умом… все, кто с нею говорил, не мог ею нахвалиться». 17-летней девушкой Елена была посватана киевским генерал-губернатором князем А.М. Дондуковым-Корсаковым за известного русского богача и мецената Павла Павловича Демидова.

Свадьба состоялась летом 1871 года. Жили после замужества в Киеве, где Павел Павлович с января 1871 года занимал пост городского головы. Набожные супруги часто посещают церкви. Они нашли себе духовного отца в лице ректора духовной академии архимандрита Филарета.

Аверс: под погрудным изображением Павла Павловича и Елены Петровны надпись по- итальянски: «По модели профессора Камби резал во Флоренции Жованни Ванетти». Реверс: Женщина с короной на голове пишет на колонне, базис которой украшен гербовыми щитами князя и княгини Сан-Донато под одной княжеской короной. На колонне - надпись по-итальянски: «Князьям Павлу и Елене Демидовым Сан-Донато –благодарная Флоренция». За спиной женщины - лежащий лев, который положил голову на щит с гербом города Флоренции. На втором плане видны стены и башни Флоренции.

Аверс: под погрудным изображением Павла Павловича и Елены Петровны надпись по- итальянски: «По модели профессора Камби резал во Флоренции Жованни Ванетти».
Реверс: Женщина с короной на голове пишет на колонне, базис которой украшен гербовыми щитами князя и княгини Сан-Донато под одной княжеской короной. На колонне – надпись по-итальянски: «Князьям Павлу и Елене Демидовым Сан-Донато –благодарная Флоренция». За спиной женщины – лежащий лев, который положил голову на щит с гербом города Флоренции. На втором плане видны стены и башни Флоренции.

2 июня 1872 года император Александр II разрешил Демидову использовать приобретённый по наследству титул князя Сан-Донато. Разумная благотворительная и общественная деятельность четы Демидовых Сан-Донато была хорошо известна в городе и в Италии, где супруги часто и подолгу жили. Благодарные жители Флоренции избрали их своими почетными гражданами и поднесли золотую медаль с их изображением.

Их пожертвования на строительство церкви Рождества Христова и Николая Чудотворца во Флоренции, торжественно открытой исвящённой в октябре 1903 года, были отмечены установкой на стене церкви мемориальных досок с текстом на русском и итальянском языках:

 «ХРАМ СЕЙ СВОИМ БЛАГОЛЕПИЕМ ОБЯЗАН ЩЕДРЫМ ЖЕРТВОВАТЕЛЯМ: ПАВЛУ ПАВЛОВИЧУДЕМИДОВУ Князю САН-ДОНАТО, *9/21 октября 1839 г., +14/26 И ЕГО супруге ЕЛЕНЕ ПАВЛОВНЕ ДЕМИДОВОЙ Княгине САН-ДОНАТО, урождённой Княжне ТРУБЕЦКОЙ *25 сентября – 7 октября 1853 года +28 июля/10 августа 1917 года».

Ещё в 1879 году Павел Павлович Демидов подарил будущему храму всё убранство своей домовой церкви, а Елена Петровна после смерти мужа пожертвовала на строительство крупную сумму, составившую пятую часть всех расходов на его постройку.

Над входом в церковь был установлен небольшой образ святой Елены, небесной покровительницы княгини Е.П. Демидовой.

В январе 1875 года Киевская Городская дума, отмечая заслуги Павла Павловича перед городом, присвоила ему звание Почётного гражданина Киева.

Живя в Киеве, Елена Петровна также выделялась «широкой филантропической деятельностью». Бывать в её киевском салоне считали за честь и представители высшего военного и светского общества, и выдающиеся люди из академических и духовных сфер.

Выйско-Николаевская церковь в г. Нижний Тагил

Выйско-Николаевская церковь в г. Нижний Тагил

После смерти мужа 17 января 1885 года на своей вилле во Флоренции Елена Петровна перевезла прах мужа и похоронила по желанию его «… в родной земле, рядом с предками» – в семейной усыпальнице на Урале в Нижнем Тагиле в Выйско-Николаевской церкви, рядом с прахом своего деда Николая Никитича и малолетнего сына Никиты от брака с Еленой Петровной.

После похорон мужа Елена Петровна с детьми осталась жить в Киеве.

На портрете детей П.П. и Е.П. Демидовых нет младшей дочери, названной в честь матери Еленой.

А. Харламов. Портрет детей Павла Павловича и Елены Петровны Демидовых (Павел, Аврора, Мария и Анатолий.) 1883-1884 гг.

А. Харламов. Портрет детей Павла Павловича и Елены Петровны Демидовых (Павел, Аврора, Мария и Анатолий.) 1883-1884 гг.

Но, как нередко бывает, вокруг молодой, одино­кой и очень богатой женщины-вдовы поползли нехорошие слухи, дошедшие до столицы. Обер-прокурор К.П. Победоносцев при­слал проверяющего, который су­мел сделать правильный вывод: слухи о безнравственности Елены Петровны распускают охотники за богатством молодой женщины (ей тогда было всего 32 года), которая не принимает их домогательств. На том проверка в январе 1888 года и закончилась. Но жить в такой обста­новке стало невмоготу, и Елена Петровна с детьми переехала в Одессу.

По сведениям Новороссийского адрес-календаря, в 1890 году жила Елена Петровна с детьми в доме Фишмана в Покровском переулке. В июне 1893 года купила у жены прусского подданного Розы Израилевны Гильдесгеймер дворовое место, выходящее одной стороной на Дворянскую улицу (18 саженей), а другой – на Садовую (22 сажени) со всеми принадлежащими ему постройками. Над существующим зданием служб во дворе был надстроен второй этаж, сооружён ещё один двухэтажный дом с подвалом.  Перестроены фасады, устроены зонтики на колоннах у каждого парадного. Заново были отделаны интерьеры основных помещений: в них появился искусственный мрамор, изразцовая плитка. Под инкрустацию из различных пород древесины были расписаны стены и плафоны, поставлены новые светильники. Со стороны Садовой установили новые кованые ворота, сохранившиеся и ныне. Все эти работы были выполнены качественно, на высоком художественном уровне архитектором И.Ф. Яценко. Дом Е.П. Демидовой на ул. Дворянской, №10, угол ул. Садовой

К началу ХХ века с Еленой Петровной остались только сын Павел и дочь Елена. Дочь Аврора в 1892 году вышла замуж за Арсена Карагеоргиевича, а в 1897 – повторно. Дочь Мария – в замужестве Абамелик-Лазарева. Сын Анатолий – в браке с февраля 1894 года.

Елене Петровне принадлежал также на Французском бульваре, №31 выходящий к морю большой участок земли (3 десятины 1327 кв.саж.) с домами и другими постройками, водопроводным устройством, фруктовым садом, виноградниками и прочими насаждениями, купленный в марте 1893 года у вдовы потомственного почётного гражданина Розалии Бродской и принадлежавший ранее Абраму Марковичу Бродскому. (Сейчас – территория Одесской киностудии. – Г.К.)

Елена Петровна, более четверти века прожив в Одессе, была «заметной величиной» среди интеллигенции города. Но, в отличие от многих, не отдавала свои силы и время на светские приемы и развле­чения, а «творила добро». Вела жизнь замкнутую, ограни­ченную крайне тесным кругом близ­ких ей людей. Тем не менее, княгиню Елену Петровну хорошо знали в горо­де, её имя постоянно было на устах буквально всех слоёв населения. Причина столь ис­ключительной популярности корени­лась в её необыкновенной доброте, отзывчивости и безмерной щедрости. Подобно истинной затворнице, отрекшейся от мира, Елена Петров­на строго соблюдала церковные ус­тавы, любила храмы и православ­ный богослужебный чин. Она была благодетельницей Свято-Архангело-Ми­хайловского женского монастыря. михайловский монастырь

На пожертвованные ею 2 тысячи рублей был приобретён 100-пудовый колокол и водружён на со­оружённую в 1891 году колоколь­ню Воскресенской церкви на Среднем Фонтане  (скит Свято-Архангело-Михайловского монастыря – Г.К.). В левом иконостасе отремонтированной в 1892 году Архангело-Михайловской церкви находилась икона Казанс­кого образа Богоматери, завещанная княгине митрополитом Платоном.

В память бракосочетания старшей дочери Ав­роры и князя Арсена Карагеоргиевича Елена Петровна в мае 1892 года пожертвовала тысячу рублей на оборудование престола и жертвенника в главном храме монастыря. Она регулярно к великоторжественным праздникам Пасхи и Рождества Христова присылала в распоряжение настоятельницы монастыря деньги. Так, на её средства в 1893 году была устроена баня для сестёр, которой раньше не было. В поле её зрения было и епархиальное женское училище, расположенное на территории монастыря.

епархиальное женское училище

епархиальное женское училище

Вот примеры только одного года: на её средства содержались три воспитанницы; 200 рублей прислала на устройство елки, на подарки и лакомства; 9 сирот, окончивших училище, получили по 200 рублей. Жертвовала она и Свято-Ильинскому мужскому монастырю, и евангелической реформатской церкви… С именем Елены Петровны связана работа по оборудованию храма Одесского кадетского корпуса, освящённого во имя славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.

В 1903 году в дар корпусной церкви она принесла священные сосуды и копию чудотворной иконы Божьей Матери в киоте. Гордостью корпуса, центром всех торжественных мероприятий и праздничных развлечений был большой верхний зал, названный «портретным». Его достопримечательностью была коллекция портретов царствовавших особ Дома Романовых. Многие из них были очень редкими, и принадлежали перу известных художников. Все портреты были заключены в дорогие золочёные рамы и составляли выдающееся по художественной ценности украшение корпуса. Подарила их также Елена Петровна. После доклада о подарке директора корпуса генерала М.Е. Дерюгина Главному начальнику военно-учебных заведений великому князю Константину Константиновичу он пожелал лично выразить благодарность Елене Петровне. На подготовленный текст письма, адресованный «Её сиятельству княгине Елене Петровне Сан-Донато» Константин Константинович 11 марта 1903 года собственноручно наложил резолюцию: «Если не ошибаюсь, настоящая фамилия Елены Петровны не княгиня Сан-Донато, а Демидова, княгиня Сан-Донато». Это для сведения тем, телеграммакто часто и сегодня её неправильно называет.

Елена Петровна была членом многих благотворительных обществ города, в том числе наиболее известного, с богатой историей Женского благотворительного общества, которое, по определению одного из современников, было «рассадником благотворительных учреждений Одессы». Она – почётный член Одесского общества для вспомоществования евреям, принявшим православную христианскую веру, почётный член благотворительного общества дам духовного звания Херсонской епархии при Одесском кафедральном соборе, почётный член общества содействия физическому воспитания детей, почётный член общества исправительных приютов… Она помогала учащимся 5-й гимназии и 2-й женской гимназии, на её взносы призревались слепые, неимущие и престарелые. Она была инициатором организации бесплатных обедов для бедных на Лиманах, устройства там врачебно-санитарного пункта, в котором больные получали бесплатный совет докторов и лекарства. Как член Одесского отделения Императорского общества спасения на водах наряду с городской знатью приняла участие с семьёй в морском празднике, впервые устроенном в Одессе летом 1902 года.

Нельзя не отметить любовь Еле­ны Петровны к искусству, редкую для великосветской женщины при­верженность к серьезному научно­му чтению. От её пытливого ума не ускользало буквально ни одно сколько-нибудь интересное произ­ведение на русском, французском, немецком и итальянском языках. Елену Петровну находим в числе «выдающихся жертвователей» Одесской городской императора Николая II публичной библиотеки. Благодаря ей только в 1916 голу библиотека приобрела 43 тома великолепных изданий по всеобщей и русской истории. Среди дарений – уникальное издание «Родословная рода Демидовых, их благотворительной деятельности и медали в память их рода», подготовленное Павлом Александровичем Демидовым. Книга была издана в Житомире в 1910 году тиражом всего 209 экземпляров, в том числе первые 25 экз. на слоновой бумаге, 175 экз. на царской бумаге и 9 экз. для цензуры. Экземпляр №36 Павел Александрович с дарственной надписью подарил своей родственнице Елене Петровне Демидовой Родословная рода демидовыхкнягине Сан-Донато.

29 июля 1917 года «Одесский листок» крупным шрифтом поместил сообщение: «28 июля в 11 часов вечера, тихо почила Елена Петровна Демидова княгиня Сан-Донато, урождённая княжна Трубецкая». О кончине «обожаемой матери» извещала родных и знакомых ее младшая дочь Елена Павловна. Далее сообщалось, что панихида будет совершена на даче № 11 по Французскому бульвару, где проживала покойная, в 11 часов утра и 6 часов пополудни.

1 августа газета опубликовала некролог, подписанный протоиереем Сергеем Васильевичем Петровским, кандидатом богословия Санкт-Петербургской духовной академии.  Он назвал «ушедшую отсюда единственной в своем роде, одной из немногих в наше время представительниц той старой, истинно высокой европейской культуры, от которой доходит теперь до нас настолько слабый отблеск и тень бесследно минувшего».

В воскресенье 30 июня состоялся вынос тела Елены Петровны с дачи на Французском бульваре в церковь Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря, которому она многие годы оказывала значительную помощь и поддержку. На следующий день в 9:30 утра началась заупокойная литургия. 1 августа в 4 часа дня в ограде Свято-Архангело-Михайловского монастыря с северной стороны храма тело покойной было предано земле.  Могила, к сожалению, до наших дней не сохранилась.

Думается, что ни у кого из тех, кто знаком с жизнью и деятельностью Елены Петровны Демидовой, княгини Сан-Донато, не вызывает сомнения мысль о том, что она принадлежит к числу выдающихся одесситок. К сожалению, её имени нет ни в изданной в 2009 году книги «100 великих одесситов», ни среди тех, кто «оставил след в истории Одессы».

Зато в числе «10 одесситок, чьи имена вошли в историю» по чьей-то милости среди имён действительно выдающихся одесситок находим её дочь Елену только за то, что кто-то сочинил, а потом широко растиражировал небылицу об её несчастной любви и трагедии. В народе в подобных случаях говорят, что ей помогли, чтобы она не вошла, а «вляпалась» в историю. Жаль, что публика больше ценит подобные мелодрамы, чем спокойные и исполненные благородства истории таких женщин, как Елена Петровна Демидова.

Автор: канд.исторических наук, доцент

Виктор Иванович Головань

Технический редактор – Г.К.

источник сайт Таймер 07.03.2016

Перейти к верхней панели